ИСТОРИЯ
Аюрведу открыли людям древнеиндийские просветленные мудрецы — риши. Эти великие провидцы, которые установили связь с духовным миром, не утратив связи с миром физическим, сумели проникнуть мыслью в самые основы мироздания и постичь место человека в мире. Они положили начало устной традиции передачи знания — традиции гибкой и восприимчивой к новым веяниям, способной расти и развиваться. И аюрведа росла и развивалась по мере открытия новых методов лечения и новых растений, по мере знакомства с достижениями иных культур. Риши были великими учеными. Благодаря им такие дисциплины, как хирургия, терапевтическое применение растений, минералов и металлов, физическая культура, физиология человека, его анатомия и психология, совершили гигантский шаг вперед в своем развитии. В области хирургии они освоили даже такие сложные операции, как кесарево сечение (которое на Западе научились успешно проводить лишь немногим более ста лет назад). Эти знания передавались от учителя к ученику на протяжении веков, а с возникновением письменности были зафиксированы в текстах Ригведы (4500 лет назад) и Атхарваведы (3200 лет назад) и в прочих сводах древней мудрости.
Постепенно учение аюрведы проникало в другие культуры, где благодаря своей гибкости удачно вписывалось в местные медицинские системы. Аюрведа оказала немалое влияние на медицину Тибета, Китая, Персии, Египта, Древней Греции, Древнего Рима и Индонезии.
В период британского колониального господства в Индии аюрведическая медицина подверглась гонениям. В 1833 году по распоряжению Ост-индской компании были закрыты все аюрведические колледжи. На протяжении почти ста лет аюрведа считалась «медициной бедняков» и применялась только в деревнях, жители которых не имели доступа к западной медицине или не могли оплачивать услуги врачей.
Но вслед за тем, как Индия вновь обрела независимость, аюрведа возродилась и стала соперничать с западной медициной на равных. В настоящее время средствами аюрведы лечатся около 70% жителей Индии. В 1978 году участники международной конференции «Медицина "третьего мира"», созванной по инициативе Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) ООН, пришли к выводу о том, что именно аюрведа — то медицинское направление, которое лучше всего подходит для слаборазвитых стран. Есть надежда, что на основе аюрведы будет создана новая всемирная система медицины: благодаря своей дешевизне, опоре на использование местных растений и природных средств, применимости в любых климатических условиях и относительной независимости от фармацевтической промышленности аюрведа способна приносить пользу всем народам мира. Ее можно с успехом дополнять методами западной, китайской и прочих традиционных медицинских систем.
ФИЛОСОФИЯ
Согласно учению аюрведы, основа здоровья — это согласие с самим собой. Для здоровья необходима гармоничная согласованность между жизненными целями, мыслями, чувствами и действиями. Если ваши цели миролюбивы, но мысли исполнены страха, а эмоции проникнуты пессимизмом, то ваше физическое тело заболеет — подаст «сигнал тревоги», призывая вас измениться. Поэтому физическое недомогание в аюрведе считается хорошим признаком: ведь оно помогает нам осознать некий прежде скрытый от нас изъян — изъян, который необходимо устранить. Здоровье — это гармоничное взаимодействие между всеми составными частями нашего «я». Эта внутренняя гармония проявляется и во внешнем мире — как гармоничные отношения с родными, друзьями, сотрудниками, с обществом в целом и со всем природным миром.Одни из первых вопросов, которые обычно задают своим пациентам врачи-аюрведисты, могут звучать так: «В чем вы видите цель своей жизни? В форме какой работы, какого вида деятельности выражается ваше стремление к этой цели? А как у вас обстоят дела в области личных отношений?» Если во всех этих областях вашей жизни царит гармония, то исцелить физический недуг гораздо легче.
Цель аюрведы — истинная свобода от смерти и болезней, ничем не омраченное физическое, душевное и духовное счастье. Как ни удивительно это звучит, одной из основных жизненных целей аюрведическая философия провозглашает наслаждение. Но если мы станем злоупотреблять благами жизни, то утратим способность наслаждаться, и болезнь — это один из способов, которыми природа указывает нам на то, что мы злоупотребляем ее дарами. Либо мы себя ограничим, либо мать-природа сама ограничит нас. Люди Запада часто страдают хроническими заболеваниями именно потому, что они живут в мире изобилия и склонны к злоупотреблениям.