ИСТОРИЯ
Аюрведу открыли людям древнеиндийские просветленные
мудрецы — риши. Эти великие провидцы, которые установили связь с духовным
миром, не утратив связи с миром физическим, сумели проникнуть мыслью в самые
основы мироздания и постичь место человека в мире. Они положили начало устной
традиции передачи знания — традиции гибкой и восприимчивой к новым веяниям,
способной расти и развиваться. И аюрведа росла и развивалась по мере открытия
новых методов лечения и новых растений, по мере знакомства с достижениями иных
культур. Риши были великими учеными. Благодаря им такие дисциплины, как
хирургия, терапевтическое применение растений, минералов и металлов, физическая
культура, физиология человека, его анатомия и психология, совершили гигантский
шаг вперед в своем развитии. В области хирургии они освоили даже такие сложные
операции, как кесарево сечение (которое на Западе научились успешно проводить
лишь немногим более ста лет назад). Эти знания передавались от учителя к
ученику на протяжении веков, а с возникновением письменности были зафиксированы
в текстах Ригведы (4500 лет назад) и Атхарваведы (3200 лет назад) и в прочих
сводах древней мудрости.
Постепенно учение аюрведы проникало в другие культуры,
где благодаря своей гибкости удачно вписывалось в местные медицинские системы.
Аюрведа оказала немалое влияние на медицину Тибета, Китая, Персии, Египта,
Древней Греции, Древнего Рима и Индонезии.
В период британского колониального господства в Индии
аюрведическая медицина подверглась гонениям. В 1833 году по распоряжению
Ост-индской компании были закрыты все аюрведические колледжи. На протяжении
почти ста лет аюрведа считалась «медициной бедняков» и применялась только в
деревнях, жители которых не имели доступа к западной медицине или не могли
оплачивать услуги врачей.
Но вслед за тем, как Индия вновь обрела независимость,
аюрведа возродилась и стала соперничать с западной медициной на равных. В
настоящее время средствами аюрведы лечатся около 70% жителей Индии. В 1978 году
участники международной конференции «Медицина "третьего мира"»,
созванной по инициативе Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) ООН, пришли
к выводу о том, что именно аюрведа — то медицинское направление, которое лучше
всего подходит для слаборазвитых стран. Есть надежда, что на основе аюрведы
будет создана новая всемирная система медицины: благодаря своей дешевизне,
опоре на использование местных растений и природных средств, применимости в
любых климатических условиях и относительной независимости от фармацевтической
промышленности аюрведа способна приносить пользу всем народам мира. Ее можно с
успехом дополнять методами западной, китайской и прочих традиционных
медицинских систем.
ФИЛОСОФИЯ
Согласно учению аюрведы, основа здоровья — это согласие с самим собой.
Для здоровья необходима гармоничная согласованность между жизненными целями, мыслями,
чувствами и действиями. Если ваши цели миролюбивы, но мысли исполнены страха, а
эмоции проникнуты пессимизмом, то ваше физическое тело заболеет — подаст
«сигнал тревоги», призывая вас
измениться. Поэтому физическое недомогание в аюрведе считается хорошим
признаком: ведь оно помогает нам осознать некий прежде скрытый от нас изъян —
изъян, который необходимо устранить. Здоровье — это гармоничное взаимодействие
между всеми составными частями нашего «я». Эта внутренняя гармония проявляется и во
внешнем мире — как гармоничные отношения с родными, друзьями, сотрудниками, с
обществом в целом и со всем природным миром.
Одни из первых вопросов, которые обычно задают своим
пациентам врачи-аюрведисты, могут звучать так: «В чем вы видите цель своей
жизни? В форме какой работы, какого вида деятельности выражается ваше
стремление к этой цели? А как у вас обстоят дела в области личных отношений?»
Если во всех этих областях вашей жизни царит гармония, то исцелить физический
недуг гораздо легче.
Цель аюрведы — истинная свобода от смерти и болезней,
ничем не омраченное физическое, душевное и духовное счастье. Как ни удивительно
это звучит, одной из основных жизненных целей аюрведическая философия
провозглашает наслаждение. Но если мы станем злоупотреблять благами жизни, то
утратим способность наслаждаться, и болезнь — это один из способов, которыми
природа указывает нам на то, что мы злоупотребляем ее дарами. Либо мы себя
ограничим, либо мать-природа сама ограничит нас. Люди Запада часто страдают
хроническими заболеваниями именно потому, что они живут в мире изобилия и
склонны к злоупотреблениям.
|