Психоаромадиагностика в аромапсихологии. Часть 2. Психоаромадиагностика. Основной метод.
Эфирные масла широко используются в психологии. В психологии есть аромадиагностика – методика, позволяющая определить психологическое состояние человека и подобрать группы эфирных масел для улучшения психологического состояния конкретно для него, основываясь на его интуитивном выборе предлагаемых эфирных масел по степени значимости. В данной статье дана базовая информация для определения собственного психологического состояния.
Часть 2. Психоаромадиагностика. Основной метод.
Психоаромадиагностика (диагностика психического состояния с помощью эфирных масел) в аромапсихотерапии основывается на выборе клиентом (или пациентом) понравившихся эфирных масел, расставляемым по степени приятности. Делается она для определения индивидуального курса ароматерапии с целью улучшения психосоматического состояния клиента. Основное средство аромадиагностики - это набор эфирных масел, имеющий в составе расслабляющее, адаптирующее, стимулирующее, гармонизирующее и стабилизирующее эмоции эфирные масла (как минимум пять). Подробнее об этих группах эфирных масел смотрите в части первой данной статьи "Психоаромадиагностика в аромапсихологии. Часть 1. Группы эфирных масел." по адресуhttp://aromaworld.my1.ru/index/0-101
Я, например, чаще всего использую минимальный набор, который состоит из эфирных масел расслабляющего иланг-иланга или ромашки, адаптогенного бергамота или можжевельника, стимулирующего имбиря или лемонграсс, гармонизируещего ладана и стабилизирующей эмоции розы. Хорошо, если Ваш набор для аромадиагностики имеет около 15-20 эфирных масел, по 2-3 масла из каждой группы целенаправленного воздействия на психосоматическое состояние клиента. Выбрать эфирные масла для собственного набора для аромадиагностики можно на основании данных об основном воздействии эфирных масел в таблице ниже.
Методика. Итак, у Вас есть набор эфирных масел, и есть клиент (например, Вы сами ). Вначале определитесь с основными проблемами человека, которому проводится аромадиагностика на данный момент. Например, если он чувствует постоянную усталость, утомляемость, слабость – значит, следует предлагать эфирные масла в порядке убывания значимости цели воздействия, например, для стимулирования, адаптации, гармонизирующее, расслабляющее и стабилизирующее эмоции. Если, человек находится после стресса, или его состояние всегда, как после стресса, то предложение масел идет в порядке адаптоген, релаксант, стабилизатор эмоций, гармонизирующее, стимулирующее. И т.п.
Человек, которому проводится аромадиагностика, выбирает приятные для него масла – по запаху, интуитивно, по ощущению воздействия, у каждого это происходит по-своему. Затем клиенту предлагается расставить выбранные масла по степени приятности на настоящий момент. Масло, которое нравится на этот момент больше всех, будет занимать первое место, и так далее по степени уменьшения приятности эфирного масла. Соответственно Вашему набору минимально должно быть пять масел, расположенные по пяти местам.
Согласно выбранным местам можно сделать диагностику.Вначале определимся со значением и характеристикой масла согласно выбранному месту.
1 место – свойства данного эфирного масла определяют основное нарушение, и это актуально на момент проведения консультации. Обычно, эта проблема осознается самим клиентом, и он о ней рассказывает.
2 место – дополняет описание первой проблемы, как бы показывает второй слой основной проблемы и указывает на следующий этап воздействия в курсе ароматерапии.
3 место – обычно оно характеризует третий, и именно глубинный уровень проблемы, фактически это уровень бессознательной причины состояния пациента.
4 и 5 места имеют дополнительное значение, уточняя степень нарушения.
Степень нарушения оценивается в баллах в зависимости от места эфирного масла: 1 место – 5 баллов; 2 место – 4 балла; 3 место – 3 балла; 4 место – 2 балла; 5 место – 1 балл.
Количество баллов присваивается направлению воздействия на основании характеристики эфирного масла: высокая степень равна количеству баллов места эфирного масла, средняя уменьшается на половину, низкая степень воздействия вообще не считается. Силу воздействия конкретного эфирного масла можно посмотреть в вышеприведенной таблице.
Предположим, первое место занимает эфирное масло лаванды. Посмотрите в таблице, лаванда обладает расслабляющим эффектом в сильной степени (5 баллов), адаптогенным эффектом средней степени (5 : 2 = 2,5 баллов), стимулирующим эффектом средней степени (5 : 2 = 2,5 баллов). Далее, в зависимости от места и степени эффекта соответствующего эфирного масла можно посчитать, какие направления воздействия на психику для клиента наиболее значимы.
Примечание: Хорошо проводить аромадиагностику каждый раз, когда меняется курс ароматерапии. Причина в том, что наши психические состояния могут значительно разниться (особенно для лабильной психики). То есть, чтобы скорректировать курс ароматерапии следует провести курс аромадиагностики примерно через месяц-полтора, чтобы посмотреть на изменения в состоянии человека.
Пример. Клиент жалуется на слабость, усталость, утомляемость, разбитость.
Предъявленные ему эфирные масла клиент расставляет в порядке: 1 место – бергамот 2 место – имбирь 3 место – роза 4 место – ромашка 5 место – ладан
Не смотря на то, что клиент поставил на первое место адаптоген, мы получили наивысшее количество в 9 баллов для стимулирующего эффекта эфирных масел, что как раз и подходит под основные жалобы клиента и является основой воздействия назначаемого курса ароматерапии.
Адаптогенный эффект эфирных масел тоже очень важен для клиента, так он набрал 6,5 баллов. Это предполагает, что второй слой проблемы лежит именно в плоскости проблем с адаптацией. Возможно, что клиент находится в хроническом состоянии стресса, которое не замечает, или на днях был стресс, о котором он забыл или вытеснил в подсознание .
Вывод 1: Для клиента практически важны и стимуляция, и адаптация почти в одинаковой степени, тем более что бергамот - адаптоген в сильной степени и стимулятор в средней степени - был поставлен на первое место.
Эффекты релаксации и стабилизатора эмоций заняли третье место – по 3, 5 и 3 балла соответственно. Фактически, это означает, что неосознанно клиент нуждается в релаксации и стабилизации эмоций, когда первый план проблем будет улажен. Это так называемый глубинный слой проблем.
Вывод 2: Следует добавить в курс ароматерапии для клиента средства для релаксации и стабилизации эмоций, но это должны быть вторичные составы, например, на ночь или иногда в дополнение к средствам стимуляции и адаптации.
В следующей части данной статьи мы поговорим об экспресс методе психоаромадиагностики, основанном на выборе одного-двух эфирных масел. Затем или в отдельной части этой статьи, или в отдельной статье поговорим о составлении своих рецептов для коррекции психического состояния.
Удачи!
Таблица. Классификация масел по основным воздействиям на психо-эмоциональную сферу человека